Соблюдение правил ежедневного ухода и грамотное техобслуживание станков обеспечивает их безаварийную работу и длительный срок службы, улучшает качество обработки деталей.
Содержание
Общие правила ухода за станками
- проверить системы смазки и охлаждения, натяжение приводных ремней, надежность затяжки зажимных элементов, исправность управляющих механизмов, инструмента, вспомогательных приспособлений, защитных ограждений, зануляющих и заземляющих устройств;
- смазать трущиеся пары, к которым нет централизованной подачи масла;
- убрать из рабочей зоны посторонние предметы.
Уход за станком после окончания смены:
- сложить инструмент, оснастку, готовые изделия и заготовки в отведенные для их хранения места;
- удалить с поверхностей и из пазов стружку, загрязнения;
- нанести смазку на направляющие (правила ухода за токарным станком предусматривают также смазывание пиноли, ходового винта, винта задней бабки, ходового валика с подшипниками).
Виды технического обслуживания станков
Согласно ГОСТ 18322, техобслуживание станков подразделяется на следующие виды:
На производстве техобслуживание оборудования принято делить на:
- текущее (чистка и смазка доступных снаружи узлов и механизмов, контроль нагрева трущихся деталей и т.д.), которое возлагается на станочника;
- плановое (чистка и смазка требующих разборки узлов и механизмов, замена масла и фильтров, наладка, регулировка) – его выполняет служба механика.
Периодичность и правила проведения техобслуживания, выбор масла и смазки для металлорежущих станков
Главным документом, определяющим правила ухода и периодичность техобслуживания, является паспорт станка. Смазываемые точки, вид и количество смазочного материала для каждой из них указываются в карте и таблице смазки.
Если условия эксплуатации требуют изменения интервалов между техобслуживанием и/или использования смазок других марок, службой главного механика предприятии составляются собственные карты ТО.
Масла для металлорежущих станков должны иметь высокую моющую способность – мелкая металлическая стружка и пыль, образующаяся при обработке заготовок, ускоряет износ трущихся пар. Их вязкость выбирается с учетом скоростного режима работы и степени нагрузки механизмов.
Отличные эксплуатационные характеристики имеют станочные масла марок ZIC, Mobil, Mannol.
Масляные СОЖ образуют на поверхностях станков трудноудаляемую пленку. Применение синтетических составов сокращает затраты времени на уход за оборудованием.
Техобслуживание токарных станков
Система смазки токарного станка устроена непросто: множество пар трения работают при неодинаковых нагрузках и скоростях, поэтому требуют применения разных смазочных материалов и способов их подачи.
Какое масло заливать в токарный станок и чем смазывать направляющие? В масляный бачок льется индустриалка И-20А, в коробку подач и фартук – И-30А, в шпиндельную бабку – И-12А. Для смазывания направляющих рекомендуется применять масла с антискачковыми присадками.
Во время ежедневного технического обслуживания токарного станка следует проверять уровень масла по всем смотровым глазкам, при необходимости доливать.
Специфика техобслуживания станков с ЧПУ
Кроме общих правил ухода, ежедневное техническое обслуживание станков с программным управлением включает в себя:
- тщательную очистку считывающих головок;
- проверку исправности пневмо- и гидросистем, устройств ЧПУ;
- контроль состояния наиболее уязвимых деталей и узлов;
- регулировку точности выполнения операций.
- При плановом техобслуживании станков с ЧПУ особое внимание уделяется очистке от пыли электронной и электрической частей оборудования – пылевые перемычки могут приводить к утечкам тока, снижающих точность его работы, короткому замыканию плат.
- Чем смазывать станок с ЧПУ при отсутствии смазочных материалов, рекомендуемых производителем оборудования, решает служба главного механика.
- Наиболее часто применяемые масла для станков с ЧПУ: для малонагруженных высокоскоростных механизмов – И-5А, И-8А, по мере снижения скорости и возрастания нагрузки – И-12А, И-20А, И-30А, И-40А, И-50А.
Особенности технического обслуживания других видов станков
Фрезерных
При техническом обслуживании вертикально-фрезерного станка нужно следить за уровнем масла в циркуляционной системе и гидросистеме, два-три раза в смену дозаправлять масленки направляющих салазок, стола, фрезерной головки, винтов подъема и перемещения стола.
Лазерных
Техническое обслуживание лазерного станка состоит не только в своевременной смазке трущихся пар. Кроме этого, нужно:
- перед началом работы проверить, полностью ли заполнена водой лазерная трубка, очистить от загрязнений отражатели и фокусирующую линзу, выполнить проверку оптической траектории;
- каждые две недели чистить линейные направляющие и чиллер, менять воду;
- при ухудшении выкачивания воздуха очищать от пыли гофры и вытяжку изнутри.
Гибочных
В гибочные станки льют редукторное или трансмиссионное масло с антикоррозийными присадками, вязкость которого зависит от температуры окружающей среды. Например:
Гибочные станки, установленные на открытом воздухе, требуют проведения сезонного технического обслуживания с заменой «летнего» масла на «зимнее» или наоборот.
Перед тем, как заливать в гибочный станок новое масло, необходимо тщательно очистить бак и трубопроводы.
Форматно-раскроечных
Техническое обслуживание форматно-раскроечного станка, как и любого другого деревообрабатывающего оборудования, предусматривает регулярный уход за его наружными и внутренними поверхностями – накапливающиеся на них опилки и пыль пожаро- и взрывоопасны.
Выбирая, чем смазывать форматно-раскроечный станок, отдавайте предпочтение составам, предотвращающим налипание смолы, пыли, стружки на металл.
Сверлильных
Во время технического обслуживания сверлильного станка необходимо исключить попадание смазки на контактные поверхности шпинделя и патрона – это может привести к несчастному случаю.
Шлифовальных
При ежедневном уходе за шлифовальным станком необходимо тщательно очищать его поверхности от абразивной пыли и удалять шлам из бака-отстойника СОЖ, во время текущего техобслуживания контролировать состояние фильтра тонкой очистки масла, не реже раза в три месяца чистить бак и магнитный сепаратор.
Станка-качалки
Техническое обслуживание станка-качалки проводится дважды в год с целью подготовки к работе в осенне-зимний и весенне-летний период, совмещается с плановым ремонтом.
Выбор смазки для направляющих
Лучшая смазка для направляющих – та, которая указана в паспорте оборудования. В случае его утери выбирать, чем смазывать направляющие станка, следует с учетом:
- их типа;
- расположения в пространстве;
- материала трущихся поверхностей;
- диапазона рабочих температур.
Для смазки горизонтальных направляющих скольжения используются антискачковые масла 68 класса вязкости по ISO, вертикальных – 220 класса.
Какая смазка лучше для направляющих качения, зависит от скоростного режима работы и степени нагрузки – чем меньше скорость и выше нагрузка, тем более вязким и плотным должен быть смазочный материал.
Решая, чем смазывать линейные направляющие станка, необходимо учитывать особенности их конструкции, скорость перемещения, удельные рабочие нагрузки. Тяжелонагруженные механизмы требуют применения высоковязких противозадирных смазок, скоростные – масел малой вязкости с улучшенными антифрикционными свойствами.
Масла серии Mobil Vactra Oil существенно облегчают подбор смазочного материала для направляющих: они подходят для любых комбинаций материалов трущихся пар.
Замена СОЖ и промывка системы
Чтобы свежая СОЖ имела долгий срок службы, перед последним запуском станка в резервуар рекомендуется влить системный очиститель, например, OILCOOL XR. Он эффективно растворяет загрязнения и отложения на поверхностях. По истечении 8 – 24 часов необходимо слить всю жидкость из системы и промыть ее водой.
- Системный очиститель полностью удаляет остатки старой эмульсии, поэтому после промывки с его использованием допускается заливать в станок СОЖ другой марки.
- В заключение статьи, предлагаем посмотреть видеоурок о правилах технического обслуживания токарного станка:
18.02.2019
Смазка для токарных станков
Системы смазки токарных станков, как выбрать необходимое смазочное масло. А также краткие советы по уходу за токарным оборудованием.
С XVIII века мастера используют токарные станки для обработки металлических заготовок. С течением времени механизмы усложнялись и на сегодняшний день многие устройства — это сложные приборы с автоматизированной системой работы, в которых используется числовое программное управление (ЧПУ).
Залог точной работы станка — правильное техническое обслуживание (смазка, смена пришедших в негодность деталей, чистка от стружки).
Нельзя переоценить значимость смазывания станков — это одна из основополагающих вещей в долговечности оборудования. Необходимо своевременно и грамотно подходить к этому вопросу. Благодаря верному выбору смазки станок прослужит долгие годы и будет радовать владельца коэффициентом полезного действия.
Какие бывают системы смазки токарных станков:
Сам процесс разделяется на автоматический и ручной.
Системы смазки токарных станков:
- Капельный способ — используется маслёнка.
- Сильное распыление жидкости, в результате чего получается туман из масла и воздуха.
- Самотёком из маслёнки, отличие от первого способа — масло не капает, а непрерывно льётся на все трущееся пары
- Смазывание каждой трущейся пары отдельно, поочередно.
- Для подачи смазки используется насос, пресс-маслёнка или схожие устройства
- Разбрызгивание. Применяется для смазывания деталей, выходящих над уровнем масляной жидкости.
- При использовании фитильной маслёнки
- Одно устройство осуществляет централизованную смазку на нескольких узлах
- Циркулирующая система смазки станка — одно масло подается несколько циклов подряд, благодаря системе возврата
- Комбинирование — использование разных способов смазки в одном процессе.
Как выбрать масло для смазки токарного станка
Как правило, в техобслуживании токарного оборудования применяют индустриальное масло.
Оно повсеместно есть в продаже (важно только подобрать вариант, соответствующий ГОСТ), работают в условиях умеренной температуры и давления.
В процессе работы не пенится, не образует эмульсии с продуктами износа (пыль, стружка). Обладает отличными моющими и диспергирующими характеристиками, а также достаточно стабильным химическим составом.
На какие характеристики обращают внимание при выборе вида индустриального масла:
- Плотность. Чем она ниже, тем ниже будут передающие качества смазочного материала.
- Вязкость. Один из главных параметров качества – пожалуй, даже важнейший. Вязкость сильно зависит от условий эксплуатации, особенно от температурного режима.
- Температура застывания. Важно знать этот параметр для правильного хранения и транспортировки состава.
- Температура воспламенения (вспышки) – показатель влияет на выделение угарного газа, а также расход смазки.
- Процентное содержание серы и кислоты.
- Степень очистки от посторонних примесей и зол.
- Без присадок (И) или с присадками (ИГП, легированные).
Приведем в пример шестерёночные передачи — для них подходит масло со средней вязкостью.
В то время как направляющим, обладающим малой скоростью перемещения — необходим повышенная вязкость продукта.
Производитель любого станка указывает в инструкции, какую именно смазку лучше всего использовать. Поэтому оптимальный путь решения – это следовать его рекомендациям.
Советы по уходу за токарным станком
Чтобы станок работал долго и без сбоев — соблюдайте следующие правила:
- До начала работы токарю необходимо:
- — Осмотреть общее состояние станка, проверить включение;
- — Сначала включить станок на малых оборотах, чтобы проверить наличие отличных от нормы шумов, оценить звук коробки скоростей, работу шестеренчатого насоса;
- — Провести осмотр направляющих станин на наличие механических повреждений;
- — Проверить каретку суппорта, исправность освещения, насос подачи СОЖ, заземление, предохранительный блок.
- Соблюдайте указания карты смазки и своевременно прочищайте отверстия для масла.
- Внимательно подходите к правилам безопасности, избегайте попадания инструмента на направляющие станины.
- Не допускается физическое воздействие (стук металлическим предметом) по резцедержателю с целью закрепления. Своевременно промывайте и очищайте резцедержатель.
- Будьте внимательны к работе станка и выключайте при произведении замеров и расчётов.
- По завершении работ необходимо проводить тщательную уборку, удалять всю стружку, загрязнения и влагу. Используйте только качественные материалы для обтирки, чтобы не оставался ворс.
- Необходимо обеспечить надежную установку самого аппарата на фундаменте и исправлять возможные отклонения.
Заключение
Современный токарный станок — сложное высокотехнологичное изделие, требующее особых знаний от сотрудников. Работу такого аппарата не сможет обеспечить один специалист. В отладке рабочих процессов принимают участие не только токари, но и смазчики, программисты, калибровщики, гидравлики.
Выбор необходимого масла и смазка токарного станка — серьезная задача, требующая знания всех нюансов и технологических процессов. Поэтому мы рекомендуем очень внимательно подходить к данному вопросу, доверять выбор исключительно проверенному профессионалу с хорошими отзывами.
Для долговечной работы металлообрабатывающих станков вам понадобится не только масло, но и смазочно-охлаждающие жидкости. Мы являемся одними из ведущих специалистов в данной отрасли и готовы помочь с вопросом грамотного выбора.
У нас на сайте вы сможете выбрать подходящую систему подачи СОЖ (шарнирные, гибкие, модульные трубки, готовые системы, отдельно насосы для прокачки СОЖ), а также сами смазочно-охлаждающие жидкости.
При этом мы гарантируем качество продукта и обладаем только положительными отзывами от клиентов.
Индустриальное масло — ГОСТ, характеристики, классификация
Масло индустриальное
Масло индустриальное является продуктом нефтяной переработки. Оно применяется в промышленности для смазывания различных двигающихся элементов машин, а также используется в качестве жидкости для гидравлических систем. В общем объеме производства смазочных масел доля индустриальных масел превышает 30 %. Они подразделяются на масла общего и специального назначения.
Индустриальные масла общего назначения служат для смазывания наиболее широко распространенных узлов и механизмов оборудования различных отраслей промышленности — металлорежущих станков, редукторов, текстильных машин и передач прокатного, кузнечного и прессового оборудования. Они представляют собой очищенные дистиллятные и остаточные масла и их смеси и подразделяются на легкие, средние и тяжелые. Масла серии «И» не содержат в своем составе присадок, масла серии «ИГП» содержат антиокислительную, противокоррозионную и антипенную присадки.
Индустриальные масла специального назначения обычно содержат присадки и предназначены для использования в узких или специфических областях.
Классификация индустриальных масел
Классификацию и обозначение индустриальных масел, применяемых в промышленном оборудовании устанавливает ГОСТ 17479.4-87.
Обозначение индустриальных масел состоит из четырех групп знаков, первая из которых обозначается буквой И — индустриальное, вторая — прописными буквами, обозначающими принадлежность к группе (группам) по назначению, третья — прописными буквами, обозначающими принадлежность к подгруппе масел по эксплуатационным свойствам, четвертая — цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости при 50 °С.
В зависимости от области примения индустриальные масла подразделяют на группы:
- Л — легко нагруженные узлы (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения);
- Г — гидравлические системы;
- Н — направляющие скольжения;
- Т — тяжело нагруженные узлы (зубчатые передачи).
В зависимости от состава (наличия соответствующих функциональных присадок) индустриальные масла подразделяют на группы:
- А — нефтяные масла без присадок — применимы для машин и механизмов промышленного оборудования, условия работы которых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел;
- В — нефтяные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками — применимы для машин и механизмов промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел;
- C — нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками — применимы для машин и механизмов промышленного оборудования, содержащие антифрикционные сплавы цветных металлов, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным и противоизносным свойствам масел;
- Д — нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками — применимы для машин и механизмов промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным, противоизносным и противозадирным свойствам масел;
- Е — нефтяные масла с антиокислительными, адгезионными, противоизносными, противозадирными и противоскачковыми присадками — условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, адгезионным, противоизносным, противозадирным и противоскачковым свойствам масел.
Технические характеристики индустриальных масел общего назначения
Марка масла | Вязкость при 50°С, сСт | Индекс вязкости, не менее | Температура, °С | Область применения | |
застывания, не выше | вспышки, не ниже | ||||
И-5А | 4÷5 | — | -25 | 120 | Малонагруженные высокоскоростные механизмы и КиП (текстильные машины, сепараторы, станки и др.) |
И-8А | 6÷8 | — | -20 | 130 | |
И-12А | 10÷14 | — | -30 | 165 | Втулки, подшипники ткацкого оборудования, автоматических линий, мало- и средненагруженные зубчатые передачи и т. п. |
И-20А | 17÷23 | 85 | -15 | 180 | Гидросистемы станочного оборудования, автоматаческих линий, мало- и средненагруженные зубчатые передачи и т. п. |
И-30А | 28÷33 | 85 | -15 | 180 | |
И-40А | 35÷45 | 85 | -15 | 190 | |
И-50А | 47÷55 | 85 | -20 | 200 | |
ИГП-4 | 3,4÷4,4 | 90 | -15 | 125 | Высокоскоростные механизмы (текстильные машины, сепараторы, металлорежущие станки и др.) |
ИГП-6 | 5,5÷7,5 | 90 | -15 | 140 | |
ИГП-8 | 7,0÷9,0 | 90 | -8 | 140 | |
ИГП-18 | 16,5÷20,5 | 90 | -15 | 170 | Гидросистемы станков, автоматических линий, прессов, различного вида редукторов, подшипников, коробок передач и т. д. |
ИГП-30 | 28÷31 | 90 | -15 | 200 | |
ИГП-38 | 35÷40 | 90 | -15 | 210 | |
ИГП-49 | 47÷51 | 90 | -15 | 215 | |
ИГП-72 | 70÷75 | 90 | -15 | 220 | Гидросистемы тяжелого прессового оборудования, тяжелые зубчатые и чер¬вячные редукторы и т. д. |
ИГП-91 | 88÷94 | 90 | -15 | 225 | |
ИГП-114 | 110÷118 | 90 | -18 | 225 | |
ИГП-152 | 147÷158 | 90 | -15 | 230 | Гидросистемы тяжелого прессового оборудования, тяжелые зубчатые и червячные редукторы и т. д. |
ИГП-182 | 175÷190 | 90 | -8 | 240 |
Классы индустриальных масел взависимости от эксплутационных свойств
Класс вязкости | Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм2/с (сСт) | Класс вязкости | Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм2/с (сСт) |
2 | 1,9-2,5 | 68 | 61,0-75,0 |
3 | 3,0-3,5 | 100 | 90,0-110,0 |
5 | 4,0-5,0 | 150 | 135-165 |
7 | 6,0-8,0 | 220 | 198-242 |
10 | 9,0-11,0 | 320 | 288-352 |
15 | 13,0-17,0 | 460 | 414-506 |
22 | 19,0-25,0 | 680 | 612-748 |
32 | 29,0-35,0 | 1000 | 900-1100 |
46 | 41,0-51,0 | 1500 | 1350-1650 |
- Примеры обозначения индустриальных масел
- И-Г-В-46, где И — индустриальное масло, Г — масло предназначено для гидравлической системы, В — масло с антиокислительными и антикоррозионными присадками для машин и механизмов промышленного оборудования с повышенными требованиями к условиям работы, 46 — класс вязкости;
- И-ГН-Е-68, где И — индустриальное масло, ГН — масло предназначено для гидравлической системы и направляющих скольжения, Е — масло с антиокислительными, адгезионными, противоизносными, противозадирными и противоскачковыми присадками для машин и механизмов промышленного оборудования с повышенными требованиями к условиям работы, 68 — класс вязкости.
- Соответствие обозначений индустриальных масел по ГОСТ 17479.4-87 обозначениям,
- действующим в нормативно-технической документации
Обозначение масла по ГОСТ 17479.4-87 | Принятое обозначение масла | Нормативно-техническая документация |
И-Л-А-7 | И-5А | ГОСТ 20799 |
И-Л-А-10 | И-8А | То же |
И-ЛГ-А-15 | И-12А | » |
И-Г-А-32 | И-20А | » |
И-Г-А-46 | И-30А | » |
И-Г-А-68 | И-40А | » |
И-ГТ-А-100 | И-50А | » |
И-Г-В-46(п) | ВНИИНП-403 | ГОСТ 16728 |
И-Л-С-3 | И-Л-С-3 взамен ИГП-2 | Соответствующая НТД |
И-Л-С-5 | И-Л-С-5 взамен ИГП-4 | То же |
И-Л-С-10 | И-Л-С-10 взамен ИГП-6, ИГП-8 | » |
И-Л-С-22 | И-Л-С-22 взамен ИГП-14 | » |
И-Г-С-32 | ИГП-18 | » |
И-Г-С-46 | ИГП-30 | » |
И-Г-С-68 | ИГП-38, ИГП-49 | » |
И-Т-С-100 | ИГП-72 | » |
И-Т-С-150 | ИГП-91 | » |
И-Т-С-220 | ИГП-114 | » |
И-Т-С-320 | ИГП-152, ИГП-182 | » |
И-ГН-Д-32(с) | ИГСп-18 | » |
И-ГН-Д-68(с) | ИГСп-38 | » |
И-Н-Е-68 | ИНСп-40 | » |
И-Н-Е-100 | ИНСп-65 | » |
И-Н-Е-220 | ИНСп-110 | » |
И-ГН-Е-32 | И-ГН-Е-32 взамен ИГНСп-20 | » |
И-ГН-Е-68 | И-ГН-Е-68 взамен ИГНСп-40 | » |
И-Г-С-15(з) | ИГП s -12 | » |
И-Г-Д-32(з) | ИГП s -20 | » |
И-Т-Д-32 | И-Т-Д-32 взамен ИСП-25 и ИСПп-25 | » |
И-Т-Д-68 | И-Т-Д-68 взамен ИСП-40 и ИРп-40 | » |
И-Т-Д-100 | И-Т-Д-100 взамен ИСП-65 и ИРП75 | » |
И-Т-Д-150 | И-Т-Д-150 | » |
И-Т-Д-150(мп) | ИРп-85 | » |
И-Т-Д-220 | И-Т-Д-220 взамен ИСП-110 и ИРп-150 | » |
И-Т-Д-460 | И-Т-Д-460 взамен ИТП-200 | » |
И-Т-Д-680 | И-Т-Д-680 взамен ИТП-300 | » |
И-Т-С-1000 | ИТп-500 | » |
И-Т-С-32(пт) | Ипт-20 | » |
И-Т-Д-100(пр) | И-100Р(С) | » |
И-Т-С-68(пер) | И-68СХ | » |
И-Т-С-320(МГ) | ИТС-320(МТ) взамен ИМТ-160 | » |
И-Л-С-220(Мо) | И-Л-С-220(Мо) взамен ИЦп-20 | » |
И-Л-Д-1000 | ИЛД-1000 взамен ИЦп-40 | » |
И-Л-С-22(вс) | И-Л-С-22(вс) | » |
И-Л-Д-22(вр) | И-Л-Д-22(вр) | » |
И-Л-Д-32(вр) | И-Л-Д-32(вр) | » |
И-Л-Д-68(вр) | И-Л-Д-68(вр) | Соответствующая НТД |
И-Л-Д-100(вр) | И-Л-Д-1000(вр) | То же |
И-Т-С-100(пр) | И-Т-С-100(пр) | » |
И-Т-В-46 | И46ПВ | » |
И-Т-В-220 | И-220ПВ | » |
И-Т-В-460 | И460ПВ | » |
И-Т-Д-1000(C) | И-Т-Д-1000(C) | » |
И-Т-Д-680(Мо) | И-Т-Д-680(Мо) | » |
И-Т-А-680 | П-40 | » |
Соответствие групп и подгрупп индустриальных масел
по ГОСТ 17479.4-87 классификации ИСО
Группа по ГОСТ 17479.4-87 | Группа по ИСО 6743-0-81, ИСО 3498-79 |
Л | F |
г | Н |
н | G |
Т | С |
Группа и подгруппа по ГОСТ 17479.4-87 | Символ ISO-L по ИСО 3498-79 | Символ ISO-L по ИСО 6743-4-82 | Символ ISO-L по ИСО 6743-2-81 |
Л-С | FD | — | FD |
Г-А | — | нн | — |
Г-В | HL | HL | — |
Г-С | НМ | НМ | — |
Т-Д | СВ | — | — |
17.01.2017
Системы смазывания токарных станков — критерии выбора масел и смазок
Работа металлообрабатывающего оборудования невозможна без применения смазки. Для ее создания используются индустриальные и растительные масла.
На крупных предприятиях функции контроля за состоянием смазки станочного парка возложены на ремонтные службы. На менее крупных — это обязанность станочника. Устройство системы смазки, особенности ее обслуживания изложены в техническом паспорте на каждый станок.
Существует несколько типов системы смазки:
- автоматическая
- полуавтоматическая
- ручная
Автоматическая централизованная смазка узлов – это принудительная подача масла с помощью насоса из специального резервуара. Масло по трубопроводам подается к узлам и стекает, пройдя фильтрацию, назад в резервуар.
Таким образом смазываются механизмы коробки скоростей и подачи. Другие узлы могут смазываться автономно, но тоже автоматически: из масляной емкости, также насосом, подается масло на другой узел с возвратом его в емкость.
Другим видом автоматической смазки является погружение деталей в масляную ванну и создание масляного тумана.
Полуавтоматическая система и автоматическая система могут применяться одновременно на одном станке. Полуавтоматическая смазка – это, когда станочник сам определяет, какой узел нуждается в смазке. Для этого на станке имеются указательные глазки. В полуавтоматическом режиме смазываются направляющие детали станка (например, станина и суппорт у токарного станка).
Комбинированные (универсальные) деревообрабатывающие станки
Независимо от того, что смазка осуществляется в автоматическом или полуавтоматическом режиме, станочник обязан следить за уровнем масла в системе, качеством масла, осуществлять его замену. Для смазки станков применяются индустриальные масла с низкой вязкостью.
Главное свойство, учитываемое при определении качества смазки — вязкость. Промышленные масла подразделяются по классификации ISO (организации занимающейся разработкой стандартов) на 18 классов вязкости от 2 до 1500 м2/c при 40 гр.
Но, чтобы правильно выбрать промышленное масло, надо знать не только вязкость, но и область применения смазки.
Основные классификаторы, определяющие назначение смазки
- F – шпиндели;
- С – зубчатые передачи;
- Х – применение пластичных смазок;
- G- направляющие скольжения;
- M – механическая обработка;
- НН – не ингибированное минеральное масло.
Все поверхности (не только трущиеся) полагается ежедневно смазывать в конце рабочего дня, после перерыва в работе, в начале рабочей смены. Абразивная пыль, оседающая на станке способна вывести его из строя.
Ручная смазка ходовых частей, несущих поверхностей применяется при наличии автоматической системы смазки.
Индустриальные масла предназначены:
- для смазки;
- охлаждения;
- выноса отходов;
- консервации;
- уплотнения.
Для каждой модели станка требуется своя смазка.
Токарный станок. Применяется индустриальное масло средней вязкости. В коробку скоростей заливается консистентная смесь из индустриального масла и вазелина.
Фрезерный станок. Смазывающий состав подается в две системы одновременно: циркуляционную и гидросистему. Смазка для циркуляционной системы – индустриальные смазочные средства с низкой вязкостью. Гидросистема заполняется маслом более высокой вязкости.
Шлифовальный станок. Применяются масла для направляющего скольжения низкой вязкости. Оно используется и для направляющих и для гидросистемы.
Сверлильный станок. Индустриальные масла выполняют роль смазки и наполнителя гидросистемы.
Особенности выбора смазки для обработки чугуна
В машиностроении при обработке используется серый чугун, в состав которого входит графит. Из чугуна изготавливают массивные детали: втулки, станины станков, основания. Масса литых деталей может достигать до 100 т с толщиной стенок до 20 см. Обладая большой массой, они имеют высокую инерцию, не реагируют на внешние возмущения, гасят колебания.
Смазка массивных чугунных деталей производится тем же смазывающим составом, что и стальные части станка. По своему химическому составу серый чугун близок к стали.
Применяемая в машиностроении охлаждающая жидкость чугуна – это керосин или смесь минерального и растительного масла при нарезании резьбы. Керосин обладает хорошей текучестью, глубоко проникает в поры металла, обладает щелочной реакцией, нейтрализует ржавчину и грязь.
Минеральное масло в сочетании с растительным маслом имеет высокую смачивающую способность, создавая при нанесении резьбы плотную пленку, предохраняющую от появления трещин. В остальных случаях эмульсия чугуна представляет из себя дисперсно-водные, мыльно-водные растворы.
Обработка чугуна может производиться всухую.
16к20 смазка
В станке применена, автоматическая система смазки шпиндельной бабки и коробки подач.
Принцип действия
Шестеренный насос, приводимый от электродвигателя главного привода через ременную передача, засасывает масло из резервуара и подает его через сетчатый фильтр к подшипникам шпинделя и на маслораспределительные лотки.
Примерно через минуту после включения электродвигателя начинает вращаться диск маслоуказателя 1 на шпиндельной бабке, постоянное вращение которого свидетельствует о нормальной работе системы смазки.
Из шпиндельной бабки и ко робки подач масло через заливной сетчатый фильтр 8 с магнитным вкладышем сливается в резервуар.
Указания по эксплуатации
В процессе работы необходимо следить за вращением диска маслоуказателя 1 на шпиндельной бабке. При его остановке необходимо тут же выключить станок и очистить сетчатый фильтр 7.
Для этого его надо вынуть из корпуса резервуара, предварительно отсоединив трубы, отвернуть гайку, расположенную в нижней части, и снять фильтрующие сетчатые элементы в пластмассовой оправе. Каждый элемент промыть в керосине до полного очищения. Нельзя продувать фильтрующие элементы сжатым воздухом, т. к.
это может привести к повреждению мелкой сетки. После очистки фильтр собрать, установить в резервуар и подсоединить трубы.
- Рисунок — Карта смазки станка 16к20
- Для очистки заливного фильтра 8 с магнитным вкладышем удалить его из резервуара, снять крышку, вынуть из стакана магнитный вкладыш и промыть в керосине все поверхности.
- Заливной фильтр 8 нужно чистить один раз в месяц,
ВНИМАНИЕ! Фильтры 7 и 8 необходимо обязательно чистить перед и после каждой смены масла.
Обслуживание системы смазки
Ежедневно перед началом работы нужно проверять по указателю уровень масла в резервуаре и при необходимости доливать его через отверстие заливного фильтра 8. При замене масла слив из резервуара осуществляется через пробку 4. Перед тем, как заполнить резервуар маслом, его надо очистить и промыть керосином.
Смазка фартука
Смазка механизма фартука автоматическая, осуществляется от индивидуального плунжерного насоса 5. Масло заливается в корпус через отверстие 6, закрываемое пробкой, а спивается через отверстие 4. Уровень масла контролируется по маслоуказателю 1 на лицевой стороне фартука.
Смазку направляющих каретки и поперечных салазок про— изводят в начале и в середине смены, до появления масляной пленки на направляющих. При винторезных работах смазка направляющих, а также опорных втулок ходового винта, размещенных в фартуке производится при включенной маточной гайке.
Смазка ходового винта
Смазка опор ходового вала и ходового винта, а также задней бабки осуществляется фитилями из резервуаров, в которые масло заливается через отверстие 6, закрываемое колпачком. Резервуар задней бабки заполняется до вытекания масла через отверстие 1 на лицевой стороне корпуса.
Ежедневно в конце смены снять резцовую головку, очистить ее рабочие поверхности и смазать конусную ось резцедержателя.
Смазка сменных шестерен
Сменные шестерни и ось промежуточной сменной шестерни (точка 9) смазываются вручную консистентной смазкой.
Остальные точки смазываются вручную при помощи масленки, поставляемой со станком.
Особенности выбора смазки для обработки стали
Стальные поверхности обрабатываются индустриальными маслами, указанными в техническом паспорте станка.
https://www.youtube.com/watch?v=6QS9-A4mcaI
Употребляемая охлаждающая жидкость в виде эмульсии стали – это керосин и сульфофрезол. Они применяются при нанесении резьбы, шлифовании. Это относится и к легированным и к углеродистым сталям.
На станках-полуавтоматах, автоматах, резьбонарезных, сверлильных работах применяются сульфофрезолы с содержанием серы 1,7%. На высоких оборотах сернистая стружка начинает дымить, испаряя сернистые соединения.
В таких случаях применение этого вида СОЖ запрещено и используют водосмешиваемые СОЖ.
Особенности
К направляющим предъявляются такие требования, как точность, хорошие эксплуатационные показатели и низкие издержки при их производстве и эксплуатации.
Важнейшими особенностями являются:
- низкий коэффициент трения;
- отсутствие прерывистого трения при высоких несущих способностях и низкой скорости подачи;
- низкий износ и высочайшая противозадирная надежность;
- жесткость на кручение и минимальные люфты;
- хорошие смачивающие качества, снижающие вибрации станков при обработке поверхностей изделий.
Для чего необходим токарный станок
На токарном агрегате 1К62 можно обрабатывать болванки со сложными и криволинейными поверхностями и нарезать резьбы, применяя такие металлорежущие инструменты, как:
- резцы,
- сверла,
- развертки,
- метчики,
- плашки и зенкеры всех видов и размеров.
Диапазон возможностей токарно-винторезного станка 1К62 довольно широк. На нём можно обрабатывать изделия, как небольшого диаметра с малым весом, так и крупные детали. При фиксации болванки в патроне, её вес может достигать показателя 0,3 т. При фиксации изделия в центрах, его масса может достигать показателя 1,3 т.
Кроме традиционных токарных задач, станок 1К62 позволяет выполнять точение любой из пяти типов резьбы:
- архимедовой,
- модульной,
- питчевой,
- метрической,
- дюймовой.
Агрегат оборудован, установленным на особых подшипниках, жёстким шпинделем, что предоставляет возможность обрабатывать болванки из закалённой стали. Модификация 1К62 относится к станкам лобовой серии.
Другими словами, этот станок, способен обрабатывать детали с большим диаметром, но малой длиной. Устройством предусмотрена торцевое регулирование задней бабки, дающая возможность точить пологие конусы.
Особенности устройства станка
С целью общего понимания устройства станка следует ознакомиться с его основными узлами:
- Передняя бабка — это главный функциональный орган, включающий в себя чугунный корпус, шпиндельный узел и коробку для переключения скоростей. Она предназначена для фиксации и обеспечения вращения обрабатываемой заготовки. Ключевым элементом передней бабки является шпиндель, обладающий формой стального пустотелого вала. В передней части шпинделя выполнена стандартная резьба.
- Гитара — предусмотрена для настройки подачи или шага выполненной резьбы станка благодаря установке соответствующих запасных зубчатых колес. В современных моделях станков фактически не применяется.
- Коробкой подач называется узел агрегата, который передает вращательный момент от шпинделя к ходовому винту и валу. Она отвечает за изменение числа оборотов в минуту при вращении ходового вала, чем достигается продольное и поперечное движение суппорта с установленной скоростью.
- Станиной является основание из чугуна, где размещены главные механизмы станка. Вверху станина включает в себя две плоские и две призматические направляющие полосы для движения задней бабки и суппорта. Станина смонтирована на двух тумбах.
- Фартук предназначен для трансформации вращения ходового вала в прямолинейное движение суппорта.
- Суппортом называется один из основных элементов токарно-винторезного станка 1К62, обеспечивающий продольное, поперечное и наклонное, по отношению к оси агрегата, движение резцедержателя с резцом. Резец может передвигаться как вручную, так и автоматически в продольном и поперечном направлении по отношению к станине. Суппорт включает в себя каретку, фартук, механизмы поперечных салазок, механизмы верхних салазок, механизмы держателя резцов.
- Задняя бабка предназначена для фиксации конца длинных заготовок во время обработки и для установки и подачи таких режущих инструментов, как сверла, зенкера, развертки.
- Шкаф с электроаппаратурой обеспечивает пуск электропривода, запуск и остановку станка, контролирует работу коробок скоростей и подач, контролирует работу механизма фартука и т. д. с помощью соответствующих органов управления (рукояток, кнопок, маховиков).
Что такое СОЖ?
Смазочно-охлаждающая жидкость — это специально разработанный состав, применяемый при работе с металлами. Во время технологических процессов на токарных станках возникает трение, которое чаще всего приводит к деформации обрабатываемого изделия или изменению свойств используемого материала.
- Помимо этого, может выйти из строя дорогостоящее оборудование или его детали.
- Основная задача СОЖ в процессе металлообработки — разделить поверхности, которые подвергаются трению, а также снизить температуру инструмента.
- Содержание в составе химического продукта различных присадок помогает увеличить производительность, упростить рабочие процессы и повысить качество выпускаемой продукции.
Используемые масла
Смазочные жидкости, используемые для направляющих скольжения, должны удовлетворять требованиям ISO 3498, ISO 6743-13 и DIN 51-502. Для смазки горизонтальных обычно применяются специальные горюче-смазочные материалы, вязкость которых составляет 68 сСт, а для вертикальных и наклонных – вязкостью 220 сСт.
Подача масла осуществляется через центральную систему, причем в процессе использования оно полностью расходуется, поэтому его называют еще утрачиваемым. В состав горюче-смазочных жидкостей входят также специальные присадки, повышающие устойчивость к коррозии и окислению. Кроме того, в масла добавляют:
- специальные антискачковые присадки;
- добавки, повышающие адгезию и придающие смазке липкость;
- поверхностно-активные добавки;
- присадки противозадирные;
- добавки, снижающие износ.
Достаточно часто в станочном оборудовании имеется общая система смазки, и жидкость подается не только на опорные поверхности, но и в редукторы и гидравлику. В связи с этим смазочные материалы для направляющих также должны соответствовать следующим допускам:
- 2 часть DIN 51524 HLP для гидравлических масел;
- 3 часть DIN 51517 CLP для редукторных смазок.
В работе станочного оборудования используются смазочные и охлаждающие вещества, поэтому используемые масла должны иметь хорошую химическую совместимость с ними и отличные деэмульгирующие (водоотделительные) свойства.
Достоинства модели
Перечень основных достоинств, благодаря которым ценность токарно-винторезного станка 1К62 является оправданной как у мастеров, так и среди любителей:
- Возможность настройки параметров подачи и скорости вращения в довольно широком диапазоне.
- Передаточные цепи токарного станка 1К62, его некоторые узлы и компоненты его устройства характеризуются высокими показателями прочности и жёсткости.
- Устройство агрегата, оборудованного мощным двигателем, собрано так, чтобы эффективно противостоять вибрационным воздействиям.
- Стандартный комплект станка включает два люнета для исключения во время обработки деформации длинных деталей и запасные зубчатые колеса, передающие движущий момент от передней бабки на коробку переключения скоростей.
- Станок даёт возможность, выполнять высокоточную обработку изделий даже при ударных нагрузках (их воздействие отлично компенсируют специальные подшипники).
- Специальный электропривод, мощность которого равна 1 кВт, обеспечивает движение суппорта станка. Выходной вал этого электропривода, отвечающего за быстрое перемещение суппорта, оборачивается со скоростью до 1410 об/мин.
- Задняя бабка агрегата способна перемещаться в поперечном направлении, что даёт возможность применять станок 1К62 для обработки пологих конусовидных заготовок.
- В электрической цепи станка есть плавкие вставки и тепловые автоматы, для защиты его от КЗ и перегревов во время работы.
- Шпиндель токарно-винторезного станка 1К62 оснащён высокопрочными подшипниками.
- В случаях, когда в задней бабке установлено сверло для выполнения отверстий в деталях, ее можно прикрепить с нижней частью суппорта жёстким способом благодаря специальному фиксатору, при этом она может перемещаться посредством механического привода.
- Станок обладает высоким показателем виброустойчивости.
- Разработанный, более шестидесяти лет назад, токарный станок 1К62, способен с одинаковой эффективностью применяться для осуществления как силовых, так и скоростных токарных задач, что присуще далеко не каждому современному агрегату.
Обзор токарного станка 1к62