Минимальное число зубьев звездочки цепной передачи

Люди начали использовать зубчатые передачи еще в античности.

Идея передавать момент вращения не при непосредственном контакте двух зубчатых колес, а на большое расстояние с помощью бесконечной цепи принадлежит гениальному художнику и изобретателю Леонардо да Винчи.

На практике такие приводы были реализованы в начале 19 века. Чтобы механизм работал эффективно, необходим точный расчет всех ее элементов, а прежде всего- звездочек.

Размеры венца звездочек

При конструировании звездочки цепных передач учитывают, что она должна выполнять ряд основных функций:

  • передавать момент вращения с ведущего вала на ведомый;
  • захватывать и высвобождать звенья цепи без рывков и ударов;
  • удерживать механизм в плоскости вращения.

Для этого ее форма и размеры должны строго соответствовать результатам расчета.

Согласно рекомендациям ГОСТ 591-69, регламентирующего звездочки к приводным роликовым и втулочным цепям при проектировании исходят из следующих начальных параметров:

  • шаг цепи t;
  • количество зубцов z;
  • диаметр окружности зацепления d1;

Основные размеры, определяющие геометрическую форму изделия, это:

  • диаметр делительной окружности D дел;
  • диаметр окружности выступов D выст;
  • радиус впадин r;

Расчет параметров звездочки цепной передачи по заданному шагу цепи осуществляется в следующей последовательности:

  1. Оси шарниров звеньев во время зацепления с зубцами цепного привода располагаются на делительной окружности, расчет диаметра проводят по формуле:
  2. Расчет окружности выступов: 
  3. Расчет радиуса впадин (в мм) r = 0,5025 * d1 + 0,05.
  4. Расчет диаметра окружности впадин D впад = D дел — 2 * r.

Скачать ГОСТ 591-69

При построении чертежа звездочки для цепной передачи D выст рассчитывают с точностью до 0,1 миллиметра, другие параметры-с точностью до 0,01 мм.

Конструкция ступицы и диска звездочек цепных передач

Ступица и диск звездочки чаще всего отливаются или фрезеруются в качестве единой детали. Ступица служит для крепления изделия на ведущем или ведомом валу механизма. Она должна обеспечивать надежную фиксацию, исключающую осевые и радиальные биения детали на валу. Поэтому к качеству внутренней поверхности предъявляются высокие требования. Крепление осуществляется с помощью:

  • шлица для скоростных и высоконагруженных цепных приводов;
  • шпонки для тихоходных цепных приводов.

Диаметр ступицы должен удовлетворять двум требованиям:

  • обеспечивать прочность конструкции;
  • не утяжелять ее сверх необходимого.

Для чугунных деталей его обычно выбирают равным 1,65 от диаметра вала, для стальных коэффициент расчета снижается до 1,55.

Длина ступицы определяется характером фиксации на валу- шпонкой или шлицем и обычно расчет делают в диапазоне 1,2-1,5 от диаметра вала.

Для звездочек малых размеров ширина диска выбирается равной ширине зубца. Для изделий больших размеров, особенно высоконагруженных, ширину увеличивают до 5%, в зависимости от радиуса закругления основания зубца.

Рассчитанные размеры округляются до ближайшего числа из стандартного ряда размеров.

Материалы звездочек цепных передач

Изделия подвергаются большим ударным нагрузкам, поэтому для их изготовления применяют стальные сплавы:

  • со средним содержанием углерода и с легирующими добавками, закаляемые до твердости 45-55 ед.;
  • подвергаемые цементированию на глубину 1-1,5 мм и последующему закаливанию до 55-60 ед.

Для малошумных цепных приводов применяют такие материалы, как текстолит, полиамидные и полиформальдегидные пластмассы. Они амортизируют удары звеньев роликовой цепи, снижают шумы и вибрацию и продлевает срок службы цепей.

Это происходит за счет снижения динамических нагрузок на звенья. Такие детали менее прочны, чем стальные, поэтому цепные приводы с ними ограничены по передаваемой мощности.

Точный расчет передачи углового положения зубчатой цепью проводится при проектировании механизмов систем управления, в том числе для летательных аппаратов.

Для цепных приводов с низкой скоростью хода (не более 2 метров в секунду) и малыми динамическими нагрузками применяют также чугун. Термообработкой твердость изделий доводят до 350-430 единиц по HB. В тяжелых условиях эксплуатации, в сельхозмашинах и дорожных механизмах, используют упрочненные чугуны с пониженным коэффициентом трения.

Для снижения динамических нагрузок, уровней шума и вибрации в высокоскоростных цепных передачах применяют также специальные покрытия- как наплавка металлов, так и напыление тефлонового слоя.

Минимальное число зубьев звездочки цепной передачи — Мастерок

  • Минимальное число зубье звездочки “z1” выбирают в зависимости от частоты вращения “n1”:
  • Зависимость числа зубьев от частоты вращения
  • При выборе зубьев предпочтительны нечетные числа.

8.3.3. Определение числа зубьев ведомой звездочки

Число зубьев ведомой звездочки “z2”:

  1. где z2max – максимальное число зубьев ведомой звездочки, при котором роликовая цепь еще не теряет зацепления со звездочкой вследствие увеличенного шага;
  2. Δрц – предельное допустимое увеличение шага по износу шарниров, при сроке службы цепи Lh≈10000 часов принимают Δрц=3%, при Lh≈7000…8000 часов – Δрц=2%, а при сроке службы Lh≤5000 часов, принять Δрц=1,5%.
  3. Расчетное значение z2 округляют до ближайшего целого числа, желательно нечетного.

Округлим в меньшую сторону до ближайшего нечетного числа z2=83.

8.3.4. Фактическое передаточное число

Определяют по соотношению чисел зубьев:

Отклонение uф12 от заданного u12 не должно превышать 3%, т. е.:

8.3.5. Коэффициент эксплуатации

Коэффициентом эксплуатации Кэ учитываются условия работы приводной цепи, влияющие на интенсивность изнашивания шарниров и, собственно, срок службы цепи. Его представляют в виде произведения коэффициентов:

; (8.4.)[7, стр. 22]

где Кд – коэффициент динамической нагрузки, отражающий влияние характера передаваемой нагрузки на износ шарниров (табл. 8.3.5.1.);

Ка – коэффициент влияния длины цепи или межосевого расстояния передачи “a (табл. 8.3.5.2.), рекомендуется принимать a=(30…50)рц;

Кн – учитывает влияние наклона передачи к горизонту на износ шарниров (табл. 8.3.5.2.);

Кр – коэффициент влияния вида регулировки натяжения цепи (табл. 8.3.5.2.); для тихоходных передач натяжение, как правило, нерегулируемое, а излишнее провисание ведомой ветви устраняется одного или двух звеньев цепи;

КТ – отражает влияние температуры окружающей среды, в уоторой работает цепная передача (табл. 8.3.5.2.);

Креж – учитывает режим работы передачи, или число смен работы (табл. 8.3.5.2.);

Ксм – коэффициент, учитывающий влияние характера смазывания цепи (табл. 8.3.5.2.); так как способ смазывания назначают в зависимости от скорости цепи (табл. 8.3.5.3.), которая на данном этапе расчета неизвестна, ее приближенно можно определить по зависимости:

  • где с – числовой коэффициент, выбираемый по частоте вращения ведущей звездочки n1 (об/мин):
  • с=1,3…1,5 при n1 ≤ 250 об/мин;
  • с=1,5…1,75 при n1 ≈300…700 об/мин;
  • с=1,8…2,0 при n1 ≥ 750 об/мин;
  • Т1 – вращающий момент на валу ведущей звездочки, Н·м.
  • Коэффициент динамической нагрузки
  • Исполнительный механизм, оборудование
  • Характер работы цепной передачи

Читать также:  Содержание драгметаллов в импортных конденсаторах

  1. Ленточные конвейеры, цепные транспортеры с незначительными колебаниями нагрузки
  2. Равномерная нагрузка без толчков и ударов
  3. Конвейеры с колебаниями нагрузки, компрессоры, металлорежущее оборудование, сушилки, бумагоделательные машины
  4. Равномерный ход с отдельными небольшими толчками;
  5. работа с легкими и средними ударами
  6. Прессы, дробилки, горно-и нефтедобывающее оборудование, прокатные станы, прочее оборудование с реверсивными и ударнами нагрузками
  7. Средние удары и предельная пульсирующая нагрузка;
  8. сильные удары или удары со знакопеременной нагрузкой
  9. Коэффициенты, учитывающие условия эксплуатации цепной передачи
  10. Условия работы передачи
  11. Коэффициент влияния длины цепи или межосевого расстояния Ка
  12. Межосевое расстояние а:
  • Коэффициент регулировки натяжения цепи Кр
  • Регулировка положения оси одной из звездочек (передвигающиеся опоры);
  • регулировка оттяжными звездочками или нажимными роликами;
  • нерегулируемое межосевое расстояние.
Читайте также:  Обозначение прибора учета электроэнергии на схеме

Коэффициент смазывания цепи Ксм (рекомендации по видам смазывания по табл. 7.3.5.3.)

  1. Непрерывное смазывание в маслянной ванне или циркулянионная;
  2. регулярная капельная или внутришарнирная при работе в чистой среде;
  3. внутришарнирная при работе в запыленной среде;

Люди начали использовать зубчатые передачи еще в античности.

Идея передавать момент вращения не при непосредственном контакте двух зубчатых колес, а на большое расстояние с помощью бесконечной цепи принадлежит гениальному художнику и изобретателю Леонардо да Винчи.

На практике такие приводы были реализованы в начале 19 века. Чтобы механизм работал эффективно, необходим точный расчет всех ее элементов, а прежде всего- звездочек.

Размеры венца звездочек

При конструировании звездочки цепных передач учитывают, что она должна выполнять ряд основных функций:

  • передавать момент вращения с ведущего вала на ведомый;
  • захватывать и высвобождать звенья цепи без рывков и ударов;
  • удерживать механизм в плоскости вращения.

Для этого ее форма и размеры должны строго соответствовать результатам расчета.

Согласно рекомендациям ГОСТ 591-69, регламентирующего звездочки к приводным роликовым и втулочным цепям при проектировании исходят из следующих начальных параметров:

  • шаг цепи t;
  • количество зубцов z;
  • диаметр окружности зацепления d1;

Основные размеры, определяющие геометрическую форму изделия, это:

  • диаметр делительной окружности D дел;
  • диаметр окружности выступов D выст;
  • радиус впадин r;

Расчет параметров звездочки цепной передачи по заданному шагу цепи осуществляется в следующей последовательности:

  1. Оси шарниров звеньев во время зацепления с зубцами цепного привода располагаются на делительной окружности, расчет диаметра проводят по формуле:
  2. Расчет окружности выступов:
  3. Расчет радиуса впадин (в мм) r = 0,5025 * d1 + 0,05.
  4. Расчет диаметра окружности впадин D впад = D дел — 2 * r.

При построении чертежа звездочки для цепной передачи D выст рассчитывают с точностью до 0,1 миллиметра, другие параметры-с точностью до 0,01 мм.

Конструкция ступицы и диска звездочек цепных передач

Ступица и диск звездочки чаще всего отливаются или фрезеруются в качестве единой детали. Ступица служит для крепления изделия на ведущем или ведомом валу механизма. Она должна обеспечивать надежную фиксацию, исключающую осевые и радиальные биения детали на валу. Поэтому к качеству внутренней поверхности предъявляются высокие требования. Крепление осуществляется с помощью:

  • шлица для скоростных и высоконагруженных цепных приводов;
  • шпонки для тихоходных цепных приводов.

Читать также:  Самодельная коробка передач для мотоблока

Диаметр ступицы должен удовлетворять двум требованиям:

  • обеспечивать прочность конструкции;
  • не утяжелять ее сверх необходимого.

Для чугунных деталей его обычно выбирают равным 1,65 от диаметра вала, для стальных коэффициент расчета снижается до 1,55.

Длина ступицы определяется характером фиксации на валу- шпонкой или шлицем и обычно расчет делают в диапазоне 1,2-1,5 от диаметра вала.

Для звездочек малых размеров ширина диска выбирается равной ширине зубца. Для изделий больших размеров, особенно высоконагруженных, ширину увеличивают до 5%, в зависимости от радиуса закругления основания зубца.

Рассчитанные размеры округляются до ближайшего числа из стандартного ряда размеров.

Материалы звездочек цепных передач

Изделия подвергаются большим ударным нагрузкам, поэтому для их изготовления применяют стальные сплавы:

  • со средним содержанием углерода и с легирующими добавками, закаляемые до твердости 45-55 ед.;
  • подвергаемые цементированию на глубину 1-1,5 мм и последующему закаливанию до 55-60 ед.

Для малошумных цепных приводов применяют такие материалы, как текстолит, полиамидные и полиформальдегидные пластмассы. Они амортизируют удары звеньев роликовой цепи, снижают шумы и вибрацию и продлевает срок службы цепей.

Это происходит за счет снижения динамических нагрузок на звенья. Такие детали менее прочны, чем стальные, поэтому цепные приводы с ними ограничены по передаваемой мощности.

Точный расчет передачи углового положения зубчатой цепью проводится при проектировании механизмов систем управления, в том числе для летательных аппаратов.

Для цепных приводов с низкой скоростью хода (не более 2 метров в секунду) и малыми динамическими нагрузками применяют также чугун. Термообработкой твердость изделий доводят до 350-430 единиц по HB. В тяжелых условиях эксплуатации, в сельхозмашинах и дорожных механизмах, используют упрочненные чугуны с пониженным коэффициентом трения.

Для снижения динамических нагрузок, уровней шума и вибрации в высокоскоростных цепных передачах применяют также специальные покрытия- как наплавка металлов, так и напыление тефлонового слоя.

Выбор основных параметров цепных передач

1) Передаваемые мощности. Цепные передачи используют для передачи мощностей до 3,5 МВт. В общем машиностроении передаваемые мощности обычно не превышают 100 кВт.

2) Передаточное отношение. Передаточное отношение определяется по формуле

Обычно передаточное отношение . В тихоходных передачах, если позволяет место, . Передаточное отношение ограничивается следующими факторами:

  • – габаритами передачи;
  • – углами обхвата;
  • – числами зубьев звездочек и .
  • 3) Числа зубьев звездочек. Минимальные числа зубьев звездочек ограничиваются:
  • – износом шарниров;
  • – динамическими нагрузками;
  • – шумом.
  • С уменьшением числа зубьев звездочек:
  • – увеличивается износ;
  • – возрастает неравномерность скорости движения цепи;
  • – возрастает скорость удара цепи о зубья звездочек.
  • Минимальное число зубьев меньшей звездочки приводных роликовых цепей определяется по следующей зависимости:

При высоких частотах вращения , при средних , при низких . В передачах с зубчатыми цепями больше на 20…30 %.

Максимальное число зубьев большей звездочки ограничивается тем, что по мере износа цепи увеличивается вероятность нарушения зацепления. При этом предельно допустимое увеличение шага цепи тем меньше, чем больше число зубьев звездочек. Поэтому при использовании роликовых цепей , при использовании зубчатых цепей .

При большом числе зубьев звездочек цепь изнашивается медленнее, но даже при незначительном износе может произойти нарушение зацепления.

При малом числе зубьев звездочек износ цепи происходит быстрее, но, с другой стороны, даже при большом износе нарушения зацепления не происходит. Цепь в данном случае может работать до полной потери своей прочности, т.е. до разрыва.

Предпочтительно выбирать нечетное число зубьев звездочек (особенно малой), что в сочетании с четным числом звеньев цепи способствует равномерному износу.

Для передач с роликовой цепью рекомендуемые значения чисел зубьев малой звездочки приведены в табл. 8.1.

Таблица 8.1. Число зубьев малой звездочки

1, 2 2, 3 3, 4 4, 5 5, 6 > 6
30 27 27 25 25 23 23 21 21 17 17 15

Бóльшие значения , приведенные в табл. 8.1, принимаются для быстроходных передач (v > 10 м/c). При v > 25 м/c рекомендуется принимать > 35.

  1. 4) Шаг цепи. Ориентировочное значение шага однорядной цепи в мм может быть определено по следующее формуле
  2. ,
  3. где – для цепей типа ПР; – для цепей типа ПРА; – крутящий момент на ведущей звездочке, Н·м.
  4. Шаг цепи в мм можно также определить по формуле
  5. ,

где – коэффициент эксплуатации; – коэффициент пропорциональности; для однорядных цепей (кроме цепей, не входящих в закономерный размерный ряд: ПР-8-460; ПР-12,7-900-1; ПР-12,7-400-2); – площадь проекции опорной поверхности шарнира (см. рис.

Читайте также:  Трехфазный сварочный аппарат схема

8.1); – коэффициент рядности цепи, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по рядам (табл. 8.2); – допускаемое давление в шарнире типовой передачи, определяемое в зависимости от частоты вращения и предполагаемого шага цепи, МПа.

  • Предварительное значение шага цепи можно также определить по частоте вращения ведущей звездочки:
  • – набольшей рекомендуемой (при );
  • – предельной (при , необходимы повышенная точность изготовления звездочек и монтажа передачи, обильное смазывание).

Таблица 8.2. Коэффициент рядности цепи

1,7 2,5

Шаг цепи принят за основной геометрический параметр цепной передачи. Цепи с большим шагом имеют бóльшую несущую способность, но допускают значительно меньшие частоты вращения, работают с бóльшими динамическими нагрузками и шумом. Следует выбирать цепь с минимально допустимым для данной нагрузки шагом.

  1. 5) Скорость цепи и частоты вращения звездочек. Частоты вращения и скорость ограничиваются:
  2. – значением силы удара между зубом звездочки и шарниром цепи;
  3. – износом;
  4. – шумом.

Скорость движения цепей обычно не превышает 15 м/с. В передачах с цепями и звездочками высокого качества и при эффективных способах смазывания скорость цепи может достигать до 35 м/с.

  • Средняя скорость цепи определяется по формуле
  • .
  • Наибольшая рекомендуемая и предельная частоты вращения ведущей звездочки зависят от шага цепи: чем больше шаг, тем меньше частоты вращения.
  • 6) Межосевое расстояние и длина цепи. Минимальное межосевое расстояние ограничивается минимально допустимым зазором между звездочками:
  • ,
  • где – диаметры вершин звездочек.
  • Оптимальное межосевое расстояние из условия долговечности цепи:
  • ,
  • где 30 – при ; 50 – при .
  • Длина цепи , выраженная в шагах или числом звеньев:
  • .
  • Значение округляют до целого желательно четного числа, чтобы не применять специальных соединительных звеньев.
  • При выбранном значении уточняется межосевое расстояние:
  • .

Передача лучше работает при небольшом провисании холостой ветви цепи. Для этого межосевое расстояние уменьшают на значение .

Длина цепи увеличивается по мере износа шарниров, поэтому в конструкции передачи должны быть предусмотрены специальные устройства для регулирования провисания цепи. Обычно это достигается перемещением опоры одного из валов или применением натяжных звездочек.

  1. Силы в цепной передаче
  2. Силовая схема цепной передачи аналогична силовой схеме ременной передачи. По аналогии имеем
  3. ; ,
  4. где – масса единицы длины цепи, кг/м3.
  5. Для цепной передачи силу предварительного натяжения принято определять как натяжение от силы тяжести свободной ветви цепи:
  6. ,
  7. где – коэффициент провисания, зависящий от расположения привода и стрелы провисания ; – длина свободной ветви цепи, приближенно равная межосевому расстоянию; – масса единицы длины цепи, кг/м; – ускорение силы тяжести.

Для рекомендуемых значений приближенно принимают при горизонтальном расположении передачи ; под углом 40˚ к горизонту ; при вертикальном расположении . Значение уменьшается с увеличением стрелы провисания.

Натяжение ведомой ветви принимается равным большему из натяжений или . Для цепной передачи, работающей по принципу зацепления, а не трения, значение составляет несколько процентов от окружного усилия . Для распространенных на практике тихоходных и среднескоростных передач ( м/с) также невелико и натяжение . Поэтому для практических расчетов можно принимать: ; .

ПОИСК

Минимальное число зубьев меньшей звездочки рекомендуется брать по табл. 97.
[c.217]

В число исходных данных для геометрического расчета входят числа зубьев шестерни и колеса Их назначают из геометрических и технологических условий.

Минимальные числа зубьев шестерни и колеса ортогональных конических передач можно определить по табл. 6.16, где — расчетный угол наклона зуба для передач, исходный контур которых регламентирован ГОСТ 16202—81. Иногда используют и более простую рекомен-
[c.

310]

Минимальное число зубьев z h в зубчатой передаче с эвольвентным зацеплением можно определить по формуле [108]
[c.67]

Минимальные числа зубьев звездочек ограничивают в связи с износом шарниров, динамическими нагрузками и шумом передач.

С уменьшением числа зубьев возрастают неравномерность скорости движения цепи и скорость удара цепи о звездочку. В табл. 35.1 приведены рекомендуемые числа зубьев звездочки в зависимости от передаточного числа.

Число зубьев большой звездочки равно 2 = 211, гДе 1 — передаточное число.
[c.481]

Для передач, обычного исполнения следует принимать минимальное число зубьев малой звездочки  [c.92]

При проектировании цепных передач со средними и высокими скоростями движения цепи, а также с повьппенными требованиями в отношении плавности работы или ограничения шума рекомендуется минимальное число зубьев 21 определять исходя из передаточного числа и [5].
[c.92]

Минимальное число зубьев шестерни конических передач, при котором отсутствует подрезание зубьев, определяется по формулам  [c.76]

Для уменьшения массы и габаритных размеров цепных передач при проектировании число зубьев меньшей звездочки принимают из условия гт.п > 13. Минимальное число зубьев меньшей звездочки для роликовых цепей выбирают по эмпирической зависимости
[c.251]

Особенностью червячных передач являются большие передаточные числа 1, осуществляемые одной парой. Если в машиностроении приняты червяки с числом заходов 21 = 1 4, а минимальное число зубьев колеса 22т, из условий подрезки равно 28, то минимальное передаточное число определится так  [c.396]

Тип, конструкция и передаточное число зубчатой передачи выбираются в соответствии с кинематической схемой и условиями работы. Обычно для повышения компактности передачи стремятся ограничиться минимальным модулем, обеспечивающим ее надежность, и минимальным диаметром ведущей шестерни.

Минимальное число зубьев ведущей некорригированной шестерни принимается по табл. 16. Однако не следует увлекаться компактностью там, где это не вызывается необходимостью, учитывая, что небольшое увеличение габаритов и массы передачи может резко повысить ее надежность и долговечность.
[c.

150]

При косом и шевронном зубе передаточное отношение может быть выбрано в пределах =1- 30. В реверсивных шевронных передачах необходим двойной излом зуба в противоположных направлениях. Угол наклона к образующей цилиндра или конуса косых зубьев выбирается в пределах 8—15 , шевронных 30°. Минимальное число зубьев этих шестерен 2=16-Ь-20, корригирование их почти не применяется, так как менор эффективно. Длина косого зуба 6=(3 10)т . Косые и шевронные передачи применяются чаще при скорости >6 м/с, чтобы увеличить передаточное число, снизить шум при работе, уменьшить динамические нагрузки. Шевронные передачи благодаря отсутствию осевой силы и возможности передавать большие усилия находят применение и в тихоходных силовых передачах.
[c.154]

Примечание. Минимальное число зубьев, указанное в скобках, допускается только для тихоходных передач.  [c.477]

Минимальное число зубьев ведущей шестерни гипоидной передачи автомобиля составляет для грузовых автомобилей 5, а для легковых — 9.
[c.246]

Какое минимальное число зубьев допускают для шестерен различных видов некорригированных зубчатых передач  [c.290]

Минимальное число зубьев без подрезания. В ненрямозубых передачах минимальное число зубьев шестерни, при котором отсутствует подрезание (z g должно
[c.243]

Они служат для передачи вращательного движения между осями, на одной из которых находится червяк, а на другой — чер» вячное колесо. Схема червячной передачи показана на рис. 41, а. Наиболее распространены червячные передачи с цилиндрическим архимедовым червяком правого хода. В осевом сечении витки имеют трапецеидальный профиль (рис. 41,6).

Читайте также:  Как понизить обороты болгарки

Однозаходные червяки при 21 = 1 обеспечивают наибольшую точность червячной передачи. Минимальное число зубьев колеса обычно принимают равным 22=26, хотя эвольвентный профиль зубьев позволяет получать 221п1п=1Т. Максимальное число 2г червячного колеса не ограничено практически при однозаходном червяке 2гтах< 100 Дальнейшее увеличение 2г нежелательно из-за увеличения габаритов передачи.

Передаточное отношение
[c.72]

При выбранном числе витков черняка число зубьев колеса определяется передаточным числом передачи, причем минимальное число зубьев (из-за пониженного KHjl, и подрезания) 22 28 (при юльвентных червяках 22 17 [36]), П )и 22 80 прочность передачи
[c.4]

При выбранной заходности червяка число зубьев колеса определяется передаточным числом передачи, причем минимальное число зубьев (из-за пониженного КПД и подрезания при 2i 2) должно быть Z2>26. При г 2>80 прочность передачи часто определяется не контактной выносливостью рабочих поверхностей, а из-гибной прочностью зубьев колеса.
[c.221]

Минимальное число зубьев шестерен обычно ограничивается условием неподре-зания зубьев у основания. Для некор-ригированных передач г , = 17, для корригированных = 12…14 и меньше. Преимущественно числа зубьев выбирают из кинематических условий.
[c.155]

8.3.2. Определение числа зубьев ведущей звездочки

Минимальное
число зубье звездочки “z1”
выбирают в зависимости от частоты
вращения “n1”:

Зависимость
числа зубьев от частоты вращения

Таблица
8.3.2

z1=13…15 при n1≤200 об/мин
z1=17…19 при n1≈250….650 об/мин
z1=21…23 при n1≥700 об/мин

При
выборе зубьев предпочтительны нечетные
числа.

n1=1000
об/мин → z1=21

8.3.3. Определение числа зубьев ведомой звездочки

Число
зубьев ведомой звездочки “z2”:

  • где
    z2max
    – максимальное число зубьев ведомой
    звездочки, при котором роликовая цепь
    еще не теряет зацепления со звездочкой
    вследствие увеличенного шага;
  • Δрц
    – предельное допустимое увеличение
    шага по износу шарниров, при сроке службы
    цепи Lh≈10000
    часов принимают Δрц=3%,
    при Lh≈7000…8000
    часов — Δрц=2%,
    а при сроке службы Lh≤5000
    часов, принять Δрц=1,5%.
  • Расчетное
    значение z2
    округляют до ближайшего целого числа,
    желательно нечетного.

Округлим
в меньшую сторону до ближайшего нечетного
числа z2=83.

8.3.4. Фактическое передаточное число

Определяют
по соотношению чисел зубьев:

Отклонение
uф12
от заданного u12не
должно превышать 3%, т. е.:

8.3.5. Коэффициент эксплуатации

Коэффициентом
эксплуатации Кэ
учитываются условия работы приводной
цепи, влияющие на интенсивность
изнашивания шарниров и, собственно,
срок службы цепи. Его представляют в
виде произведения коэффициентов:

; (8.4.)[7, стр. 22]

где
Кд
– коэффициент динамической нагрузки,
отражающий влияние характера передаваемой
нагрузки на износ шарниров (табл.
8.3.5.1.);

Ка
– коэффициент влияния длины цепи или
межосевого расстояния передачи “a
(табл. 8.3.5.2.), рекомендуется принимать
a=(30…50)рц;

Кн
учитывает влияние наклона передачи к
горизонту на износ шарниров (табл.
8.3.5.2.);

Кр
– коэффициент влияния вида регулировки
натяжения цепи (табл. 8.3.5.2.); для тихоходных
передач натяжение, как правило,
нерегулируемое, а излишнее провисание
ведомой ветви устраняется одного или
двух звеньев цепи;

КТ
– отражает влияние температуры окружающей
среды, в уоторой работает цепная передача
(табл. 8.3.5.2.);

Креж
– учитывает режим работы передачи, или
число смен работы (табл. 8.3.5.2.);

Ксм
– коэффициент, учитывающий влияние
характера смазывания цепи (табл.
8.3.5.2.); так как способ смазывания назначают
в зависимости от скорости цепи (табл.
8.3.5.3.), которая на данном этапе расчета
неизвестна, ее приближенно можно
определить по зависимости:

  1. где
    с
    – числовой коэффициент, выбираемый по
    частоте вращения ведущей звездочки n1
    (об/мин):
  2. с=1,3…1,5
    при n1

    250 об/мин;
  3. с=1,5…1,75
    при n1
    ≈300…700 об/мин;
  4. с=1,8…2,0
    при n1

    750 об/мин;
  5. Т1
    – вращающий момент на валу ведущей
    звездочки, Н·м.
  6. Коэффициент
    динамической нагрузки

Таблица
8.3.5.1.

Исполнительный механизм, оборудование Характер работы цепной передачи Коэффициент Кд
Ленточные конвейеры, цепные транспортеры с незначительными колебаниями нагрузки Равномерная нагрузка без толчков и ударов 1,0
Конвейеры с колебаниями нагрузки, компрессоры, металлорежущее оборудование, сушилки, бумагоделательные машины Равномерный ход с отдельными небольшими толчками;работа с легкими и средними ударами 1,25…1,31,4…1,5
Прессы, дробилки, горно-и нефтедобывающее оборудование, прокатные станы, прочее оборудование с реверсивными и ударнами нагрузками Средние удары и предельная пульсирующая нагрузка;сильные удары или удары со знакопеременной нагрузкой 1,61,8

Коэффициенты,
учитывающие условия эксплуатации цепной
передачи

Таблица
8.3.5.2.

Наименование коэффициента Условия работы передачи Значение коэффициента
Коэффициент влияния длины цепи или межосевого расстояния Ка
  • Межосевое расстояние а:
  • a45°.
1,0
Коэффициент регулировки натяжения цепи Кр
  1. Регулировка положения оси одной из звездочек (передвигающиеся опоры);
  2. регулировка оттяжными звездочками или нажимными роликами;
  3. нерегулируемое межосевое расстояние.
  • 1,0
  • 1,1
  • 1,25
Коэффициент смазывания цепи Ксм (рекомендации по видам смазывания по табл. 7.3.5.3.)
  1. Непрерывное смазывание в маслянной ванне или циркулянионная;
  2. регулярная капельная или внутришарнирная при работе в чистой среде;
  3. внутришарнирная при работе в запыленной среде;
  • 0,8
  • 1,0
  • 1,3

Продолжение
таблицы 8.3.5.2.

Наименование коэффициента Условия работы передачи Значение коэффициента
Периодическое смазывание 1,5
Коэффициент температуры окружающей среды КТ
  1. Температура tсреды:
  2. -25°С < t ≤ 150°C;
  3. t > 150°C.
1,01,2…1,5
Коэффициент режима работы Креж
  • Односменная работа;
  • двухсменная работа;
  • трехсменная работа.
  1. 1,0
  2. 1,25
  3. 1,45

Рекомендации
по выбору способа смазывания цепей

Таблица
8.3.5.3.

Эффективность смазывания Вид смазки при окружной скорости V, м/с
До 4 До 7 До 12 Более 12
Хорошая Капельная 4…10 капель в минуту В маслянной ванне Циркуляционная под давлением Циркуляционная распылением
Удовлетворительная Пластичная внутришарнирная с пропиткой цепи через 120…180 часов Капельная 10-15 капель в мин; внутришарнирная с пропиткой через 60…80 часов (до 6 м/с) В маслянной ванне Циркуляционная под давлением
Недостаточная Периодическое смазывание кистью или ручной масленкой через 6…8 часов
Работа без смазвапния Допускается при скорости до 0,07 м/с

Коэффициент
Кдпринимаем
равным 1,4, т. к. при работе оборудования
будут происходить легкие удары и рывки
во время включения и выключения
электродвигателяы;

Коэффициент
Ка
принимаем равным 1,25, т. к. межосевое
расстояние а
приблизительно равно 18,9рц;

Коэффициент
Кн
принимаем равным 1,42, т. к. =1,42;

Коэффициент
Кр
принимаем равным 1,1, т. к. конструктивно
будет предусмотрено наличие прижимного
ролика;

Коэффициент
Ксм
принимаем равным 1,0, т. к. конструктивно
будет предусмотрена возможность
осуществления капельной смазки;

Коэффициент
КТ
принимаем равным 1,0, т. к. температура
окружающей среды предполагаемого места
работы будет в пределах -25°С и 150°С;

Коэффициент
режима работы Креж
принимаем равным 1,0, т. к. предполагается
эксплуатация оборудования в одну смену.

Коэффициент
эксплуатации

Если
расчетная величина Кэ
окажется больше 3,0, необходимо принять
меры по улучшению условий работы цепной
передачи.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]